Кристиан Бэйл
Christian Charles Philip Bale
Дата рождения: 30.01.1974
Био:
Родился 30 января 1974 года в Уэльсе, местечке Хейверфордвест, в творческой семье. Его мама была балериной, а оба дедушки актёрами. Один из них в Африке дважды снимался в вестернах с Джоном Уэйном. Гены своё дело сделали – мальчик с 10 лет стал играть на сцене, когда его заметил знаменитый английский комик Роуэн Аткинсон и взял в пьесу "Кретин" (The Nerd). Вскоре малыша Криса позвали на местное телевидение в фильм "Анастасия: тайна Анны" (Anastasia: The Mystery of Anna) о женщине, выдававшей себя за чудом спасшуюся дочь русских монархов. Интересно, что дебют в большом кинематографе у Бэйла также связан с Россией. В 1987-ом году Крис играет роль мальчика Юм-Юма в экранизации детской сказки Астрид Линдгрен "Мио, мой Мио" в советско-шведской постановке Владимира Грамматикова. Юм-Юм был другом главного героя Мио, вместе с которым он перенёсся в волшебную страну Желанную. Из одиночества в реальном мире друзья попадают в пространство выдуманных приключений. Роль рыцаря Като из страны Вечной Ночи, исполнил коронованный кинозлодей Кристофер Ли.
Но на мировую арену 13-летнего Кристиана Бэйла вывела иная картина, премьера которой состоялась 9-го декабря того же 1987-го года. И была это военно-историческая драма "Империя Солнца" (Empire of the Sun) Стивена Спилберга, славящегося своим невероятным мастерством работы с актёрами-детьми, причём, почти всегда новичками. Так было с маленькими Генри Томасом и Дрю Бэрримор в "Инопланетянине", с Ки Хай Кваном в "Индиане Джонсе и Храме судьбы", и теперь с Крисом Бэйлом. Масштабная психологическая картина подняла историю из конца 1930-х, когда британские колонии в Китае оказались захвачены фашистской армией Японии. Герой Криса – Джим Грэм, сын состоятельного англичанина в Шанхае, где ещё тлел очаг европейского благополучия. Но в суете бегства мальчик разлучается со своими родителями и вынужден сам спасать свою жизнь. Белоручка против голода и озлобленности. Джим попадает в японский концентрационный лагерь, где учится жить заново, и вполне преуспевает в этом. Но когда, наконец, родители нашли любимого сына, Джим не узнаёт их.
Кристиан Бэйл в "Империи Солнца" – потрясающее открытие Стивена Спилберга. Он сумел отыскать его среди 4000 претендентов, и угадал в Крисе природный талант, который ещё предстояло шлифовать. За свою роль Крис получил награду от Национального совета кинокритиков США с формулировкой "Выдающемуся молодому актёру". За высокими стенами жизненного блаженства британского поселения в Шанхае его персонаж чувствует себя более чем комфортно, он абсолютно не ощущает творящихся вокруг событий, носится со своими любимыми пробковыми моделями самолётов, пока однажды им на смену не приходят натуральные парящие ангелы со смаком бензина и пороха. 13-летний Бэйл сыграл прощание с детством и досрочное вступление на порог взрослых реалий. И кинематограф обрёл ещё одного одарённого ребёнка-актёра. Но чем сегодня славится Кристиан, так это тем, что сумел не только сохранить свою детскую славу и не расстаться с большим кино, как многие его предшественники и последователи, но и преумножить её.
Естественно, что духовно пережить предстояло многое. После свалившейся благодаря "Империи Солнца" известности, Бэйл однажды сказал: "Это было просто ужасно. Я чуть ли не плакал, давая интервью на пресс-конференции, и убегал под каким-нибудь благовидным предлогом". Сниматься Крису понравилось, но он оказался глубоко потрясён тому вниманию, что было ему оказано, когда приехал со съемочной площадки домой. Девчонки ему подмигивали, парни отчаянно хотели с ним померяться силами, а чиновники просили открыть городские ярмарки и праздники. Но Крис желал лишь одного – погонять в лесу на своём любимом велосипеде. Как-то Крис сказал родителям: "Снова в кино я не вернусь, внимание ко мне погубило весь интерес". Благо Крис одумался и подошёл к своей славе ответственно. И уже на следующий год мы увидели его в замечательной шекспировской экранизации "Генриха V" (Henry V) Кеннета Браны, и чуть позже в телевизионном "Острове сокровищ" (Treasure Island) с самим Чарльтоном Хестоном. Бэйл сыграл роль юного Джима Хоукинса.
В 1992-ом году начинается новый этап в актёрском становлении Бэйла. С этого момента он играет сугубо взрослые роли. Или, во всяком случае, юношеские, но уже не детские. И первым звеном в этой цепи стала "диснеевская" музыкальная фантазия "Разносчики газет" (Newsies), где Бэйл поёт, да ещё и танцует. В "Империи Солнца" он тоже пел по сюжету, но там его дублировали, теперь всё по-настоящему. В своей следующей ленте, "Свингующих детях" (Swing Kids), Бэйл вновь улучил сцену с танцами, хотя фильм был драматическими, развернувшись в Германии в период Второй мировой войны. Далее была киноадаптация "Маленьких женщин" (Little Women), бестселлера Луизы Алькотт о четырёх сёстрах, вступающих во взрослую жизнь. То славное кино номинировалось на три премии "Оскар". И следом Крис попробовал себя в озвучании мультяшки – рисованной "диснеевской" сказки "Покахонтас" (Pocahontas). Ещё однажды он вернётся к закадровой игре, в 2005-ом году, когда в США выйдет американская версия популярнейшего японского анимэ Хаяо Миядзаки "Бродячий замок" (Hauru no ugoku shiro).
В 1996-ом году последовал черёд второплановых ролей – сначала в экранизации романа Джозефа Конрада "Секретный агент" (The Secret Agent) о Лондоне XIX столетия, приютившего в свом туманном чреве беженцев, анархистов, партизан и ещё бог знает кого. В фильме приняла участие целая плеяда заманчивых исполнителей, таких как Жерар Депардьё, Робин Уильямс, Боб Хоскинс и Патриция Аркетт. Затем была драма Джейн Кэмпион "Портрет леди" (Portrait of a Lady) с Николь Кидман, и наконец-то главная роль – молодого ностальгирующего папаши в задумчивой комедии "Метроленд" (Metroland) с Эмили Уотсон. А в 1998-ом году Бэйл снимается в независимой картине Тодда Хайнса "Бархатный прииск" (Velvet Goldmine), представленной авторизованной биографией ведущих глэм-звёзд 1980-х Дэвида Боуи и Игги Попа глазами репортёра-фаната. Им-то и прикинулся Бэйл, а прообразы отцов рока сыграли Юэн МакГрегор и Джонатан Рис-Майерс.
Мрачная драма с элементами триллера "Все маленькие животные" (All the Little Animals) была показана вне конкурса на Каннском международном кинофестивале, где получила тёплый приём у критиков, причём, в первую очередь, за проникновенный персонаж Бэйла – парня с замедленным развитием, чьих маленьких домашних животных одного за другим убивает его отчим (Джон Хёрт). На следующий год Бэйл вернулся к экранизациям Шекспира, с которым впервые столкнулся у Кеннета Браны в 1988-ом году. На смену "Генриху V" пришёл "Сон в летнюю ночь" (A Midsummer Night's Dream) Майкла Хоффмана, где ему досталась роль Деметрия. Это был конец тысячелетия, к которому Кристиан Бэйл подошёл сформировавшимся актёром со своей армией поклонников. Как-то его спросили, как он относится к своей популярности, в частности, к его культу в интернете. И Крис, со свойственной себе самоиронией, ответил: "Если бы они знали, какой я на самом деле засранец, они не были бы от меня в таком восторге".
В 2000-ом году Бэйл снимается в экранизации "Американского психопата" (American Psycho) Брета Истона Эллиса, книжки непростой, занимающей одну нишу с "Бойцовским клубом" Чака Паланика. Соответственно, и кино вышло провокационное, подрывное, после которого Кристиану многие журналисты стали импонировать за смелость в выборе роли ночного альтер-эго обычного яппи. Кстати, Бэйл в ней заменил выбывшего из проекта Леонардо ДиКаприо. Следующей заметной работой Бэйла стал фантастический триллер "Власть огня" (Reign of Fire), придумавшего нашествие драконов на нашу бедную голову. Не сладко пришлось и в футуристическом пространстве "Эквилибриума" (Equilibrium), наверное, самого недооценённого коммерческого фильма с участием Кристиана Бэйла – в атмосфере "Матрицы" актёр активизировал сумасшедший драйв и показал свою стальную физическую форму, но только на видео в США зрители обратили на "Эквилибриум" внимание. Впоследствии Бэйл два года не снимался, сосредотачиваясь на роли в артхаусной мистерии Бреда Андерсона "Машинист" (Maquinista, El), снятой в Испании. Бэйл установил своеобразный абсолютный рекорд – он сбросил больше веса для роли (63 фунта), чем все другие актёры до него. Причём, Бэйл хотел похудеть на 80 фунтов, но продюсеры вовремя взяли актёра в руки.
Когда Криса утвердили на роль Человека-Летучей Мыши в новой постановке именитого комикса, весь свой прежний вес и физическую форму Бэйлу пришлось снова отъедать. Проект режиссёра Кристофера Нолана "Бэтмэн: Начало" (Batman Begins) показывает нам предысторию всех приключений супергероя из Готэм-сити. Как выразился сам Бэйл: "Мы хотели, чтобы вы забыли Бэтмэна, каким он был до нашего фильма". Студия Warner Bros. в самого начала решила подвергнуть свой тяжеловесный киносериал творческой реанимации, припоминая прохладный приём двух совсем уж картонных и бессмысленно ослепительных фильмов Джоэла Шумахера "Бэтмэн навсегда" и "Бэтмэн и Робин". Поэтому в режиссёрском кресле оказался 35-летний британский постановщик, с которым пошли бы в разведку многие солиднейшие кинокритики, похвалившие автора за его концептуальный фильм "Помни" (Memento), а в главной роли одного из центральных символов американской мифологии комикса 31-летний актёр с плодотворной анкетой, которому наконец-то выпал шанс стать большой суперзвездой. Оба кинематографиста воспользовались случаем. "Бэтмэн: Начало" – это рождение всемирно известного Кристиана Бэйла, присоединившегося к знаменитостям первого класса.
После окончания съёмок в семье Бэйла родился первенец, девочка. Кстати, Крис со своей супругой Сиби Блазик познакомился благодаря Уайноне Райдер, с которой вместе снимался в "Маленьких женщинах" – Сиби была ассистенткой Уайноны. Прибавление в семье, несомненно, укрепит внутренний мир актёра, к тому же прошедшего опыт сотрудничества с живым классиком Терренсом Маликом. Всё впереди у Кристиана Бэйла, но сколько уже позади! Начав карьеру в 13 лет у самого Стивена Спилберга, к зрелости он подготовился основательно, побывав в застенках интеллектуального кино не для всех, и огромного всемирного блокбастера. Но главное, по-прежнему привлекая к себе журналистов своим непременным чувством юмора. В конце концов, человек ещё молоко из бутылочки пил, а уже вытворял гэги на одной сцене с мистером Бином!